Российская Сивилла

Дети абсурда

rost   Ростовщичество порицали такие известные философы как Сенека, Цицерон, Платон, хотя сами имели огромные долги перед ростовщиками. Аристотель сказал: «Деньги под процент – это самая нездоровая и неестественная форма дохода, ведь деньги созданы для обмена и не могут рождать новые деньги».
Фома Аквинский говорил, что требуя с должника  процент, ростовщики обосновывают это как плату за потраченное время, которое они предоставляют заемщикам, но время – это добродетель, данная свыше всем без исключения. Из этого следует, что ростовщик лжет не только ближнему, но и Богу, мало того, за его безвозмездный дар он взимает плату.

Следует заметить, что в современной России ростовщичество переживает настоящий ренессанс. Всевозможные конторы и банки держат в кабале немалое количество соотечественников, вытеснив с центральных улиц наших городов магазины и общественные организации.

В литературе ростовщики от Шейлока и до Гобсека – безжалостные, малосимпатичные личности, одержимые жаждой наживы.

Бывали они и фигурантами исторических анекдотов.

   Анри Брюс, французский офицер, прославившийся своим мотовством, был постоянно в долгах.

Однажды его, пребывавшего в очень печальном настроении, встретил приятель.

- Я задолжал ростовщику N… огромную сумму, а платить нечем, - так объяснил Брюс свое подавленное состояние.

- Не понимаю… Зная вас, я полагаю, что грустить следует вашему заимодавцу.

Отметим, что этот и многие другие долги Брюс так и не отдал.

   Ростовщик Дибук явился однажды к известному проповеднику и попросил того, произнести проповедь против ростовщичества.

Патер подумал было, что старый скряга (по некоторым данным он послужил прообразом для героя Бальзака Гобсека) раскаялся, начал его поздравлять с духовным возрождением.

Но Дибук имел другие планы.

- Вы не поняли меня, - холодно заявил он духовному отцу. – Я надеюсь, что после вашей замечательной проповеди мои конкуренты, которых, увы, в Париже становится все больше, раскаются и прекратят свою деятельность, а ко мне вновь повалит нуждающийся люд.

   Ростовщики, как правило, были одиноки, а если и женились, то из-за приданного. Соответственно, и плоды подобной «любви» были неудачны. Тот же Дибук имел чрезвычайно уродливую дочь. Однако, когда той пришла пора жениться, желающих оказалось предостаточно. Понятно, что всех привлекало огромное состояние ростовщика. Но тот выдал дочь за… слепца. Бедолага не мог видеть  лик своей суженой, что в какой-то мере компенсировало ему горечь возможного разочарования.

В общем, молодые жили довольно согласно. Но однажды в Париже объявился знаменитый врач-офтальмолог. Он творил чудеса, возвращая даже безнадежным слепцам зрение. Сообщили об этом Дибуку, полагая, что тот обратится к врачу по поводу своего слепого зятя.

- Как бы, не так! – горячо отвечал Дибук. Во-первых, врач дерет за свое лечение огромные деньги, а во-вторых… Вдруг и впрямь он вернет моему зятю зрение, а зять, прозрев, непременно вернет мне дочку! Нет уж, пусть все остается, как есть.

   Процветало ростовщичество и в России. Жертвами финансовых пауков становились известные писатели.

Великий Достоевский был даже вынужден бежать от своих кредиторов за границу, а однажды получил двое суток ареста за неуплату долга.

Писатель В. И. Немирович-Данченко (не путать с известным режиссером) за постоянные долги был даже лишен звания дворянства и сослан в Архангельск. Итогом ссылки, кстати говоря, стала серия прекрасных очерков о российском севере.

Позднее Василий Иванович вспоминал из “писательской жизни” того времени:

"Тогда я ещё всего твёрже, лучше, чем в редакции, знал дорогу к ростовщикам. Впрочем, не забывали эту дорогу, “закладывали” и те, кто был постарше меня: Глеб Успенский, Мамин-Сибиряк, Помяловский... Как-то появился здесь, во время одного из таких наших “посещений”, Александр Слепцов – больше, правда, революционер, чем литератор... Увидел около дома знакомых, застеснялся, потом обронил, как бы мимоходом:

"Я, знаете ли, сюда к одной даме..."

Так мы потом ростовщиков и называли: “слепцовскими дамами”.
Однажды у одной из таких “дам” (знаменитого Карповича – 10 процентов в месяц и за первый – вычет вперёд!) я натолкнулся на поэта Якова Полонского, меланхолически мне заметившего:

"Музы, мой юный друг, те же дамы – они дорого стоят..."

При оформлении заклада расписывались... Рассказывали, что некоторые из ростовщиков впоследствии хорошо заработали на продаже автографов знаменитых писателей".

 

Фраза недели

Если бы выборы могли что-нибудь изменить, их запретили бы.

Анархистский лозунг

 

 

 

 
 

Стишок недели

Предпослевыборное
Что стоишь в глубокой коме,
Беспартийный выбирала?..
На портретах — либо комми,
Либо рыло либерала...

Евгений ЛУКИН

 

 

 

Город героев