Российская Сивилла

Дети абсурда

moral2   30 января замечательному российскому фельетонисту Александру Моралевичу исполнилось бы 77 лет. Он ушел из жизни 18 августа 2012 года. Ах, как не хватает нам сейчас его разящего сарказма, его кумулятивных, прожигающих броню чиновничьего равнодушия фельетонов-снарядов, целей для которых и в наше время предостаточно! Он оставил после себя в своих записных книжках, которые достойны стать в один ряд с «Записными книжками» Ильфа богатейшие россыпи юмора, тонких наблюдений. Его фельетоны читают и перечитывают. Растет число его поклонников, причем уже среди нового постсоветского поколения.

   А значит он - жив, он с нами, он по-прежнему готов подтвердить смысл своего имени Александр, что означает – «защитник людей».

   Мы гордимся, что Александр Юрьевич оказал нам честь, войдя в состав РедЬколлегии. Сегодня мы публикуем воспоминания бывшего главного художника славного журнала «Крокодил» Владимира Мочалова о своем коллеге, с которым они некогда работали в этом легендарном журнале.

 

 

ОБ АЛЕКСАНДРЕ МОРАЛЕВИЧЕ

 

   Вряд ли найдется в «Крокодиле» человек, по таланту и масштабам личности которого можно было бы поставить рядом с Александром Моралевичем.

   Его вклад в историю «Крокодила» трудно переоценить, скорее можно опасаться, что чего-то не смог добавить о нем.

   В своей автобиографии он пишет: «… был трижды приговорен к смерти!» Он много раз рассказывал это.

  

Говоря о своем образовании, подчеркивал: по образованию слесарь. И это правда! Что же касается его воздействия своим словом на читателя, то это был широко эрудированный писатель и журналист с мощнейшей энергетикой и мощнейшей художественной силой, сравниться с талантом которого в Крокодиле было просто некому, несмотря на множество дважды и трижды дипломированных с высшим образованием авторов-журналистов.

Это была Личность! И как всякая личность он был непредсказуем и своеобразен, всегда подчеркивая: у меня нет, и не может быть друзей!

   Ему было тесно в рамках Крокодила, но другого места работы у него не было. Он часто говорил: «Из «Крокодила» меня можно вынести только вперед ногами!»   Но «Крокодил опередил его, скончавшись в финансовых муках ровно десять лет назад.

Моралевич при жизни был человек-легенда, его не только уважали, но и боялись!

   Как известно: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится». Александр Юрьевич владел искусством убийства…злым смехом! Каждый выход его фельетона на конкретную тему сопровождался громкими судебными процессами, которые он всегда выиграл! Выигрывал потому, что все, о чем он писал, было правдой, и у него был огромный опыт борьбы за правду! Он собирал все необходимые справки, свидетельские показания и подписи! Как журналист часто бывал на волосок от смерти!

   Объездив вдоль и поперек всю страну, он знал наречия и оттенки языков мнгогих народностей, мог отличить особенность и отличия, скажем, языка нганасанца от языка долганца. Он разбирался во всех тонкостях той темы, за которую брался! Это и есть журналистский профессионализм! Он мог профессионально обсуждать и спорить по теме производства высоколегированный стали в условиях глубокого вакуума и сверхнизкой температуры, зная все особенности и тонкости этой технологии, или знать, например, сколько существует способов применения абортов и какие принимаются медицинские технологии для этого. Это был высоко эрудированный и специалист, и художник!

   Когда он приезжал из очередной командировки, то у него в комнате собиралась почти вся редакция, чтобы послушать его рассказы с сочными эпитетами и убийственными деталями о тех людях, о тех проблемах, о той ситуации, в которую были поставлены герои его журналистских материалов.

Люди, которых он защищал, надеялись на него, а власти – боялись и ненавидели! Люди, которые становились героями его остроумных и резонансных фельетонов, собирали компромат, плели сети и готовили доносы в прокуратуру! И почти нескрываемой была его нелюбовь к партийным бонзам! У него буквально скрежетали зубы, видя, что творится на местах отдаленных уголков нашей родины, было отчаяние в глазах от бессилия, что-то изменить!

   Из самых главных его врагов был идеологический отдел ЦК КПСС*, который не мог его терпеть! И все же, несмотря на взаимную нелюбовь власти и Александра Моралевича друг к другу, он однажды, вопреки всем преградам, получил премию «Золотое перо» Союза журналистов, присуждаемое лучшему автору года!

Жаль, очень жаль, что на его похоронах не было ни одного из его пишущих коллег, а от «Крокодила» последнее слово от коллег-крокодильцев пришлось говорить художнику,

т.е. мне.

   Я думаю, что своей славой журнал «Крокодил, начиная с конца пятидесятых и до конца двухтысячных годов, обязан Александру Моралевичу!

     Кроме своей журналистской деятельности он был и членом Союза писателей. Двухтомник «Про-контра» - его последняя книга, которую он подарил мне.

   Вот фотографии Александра Моралевича, который оказал мне честь, придя на мою персональную выставку с женой Наташей и внуком. Это была наша последняя прижизненная встреча с ним, несмотря на то, что мы перезванивались, обсуждая настоящее и прошлое «Крокодила».

Владимир Мочалов, бывший главный художник «Крокодила»

последних шестнадцати лет его существования, академик Российской академии художеств.

На снимке: Александр Моралевич (второй слева) на выставке Владимира Мочалова. В центре  - Владимир Мочалов.

 

* Практически все гонители Моралевича, во главе с главным идеологом Яковлевым, все эти севруки, лисины, биккинены после августа 1991 года стали столь же яростными борцами за демократию, как некогда были борцами за идеалы коммунизма. Достаточно сказать, что тот же Лисин, мгновенно «прозрел» и превратился из Савла в Павла, перекочевав из отдела пропаганды ЦК КПСС в кресло редактора «Вечерней Москвы». Александр Юрьевич прекрасно видел их двуличность и не скрывал своих чувств, что конечно же не добавляло ему симпатий со стороны этих перевертышей (Прим. РедЬколлегии).

Комментарии  

 
0 #1 Дергачев 30.01.2013 04:24
Сейчас таких не хватает!
Цитировать
 

Фраза недели

Если бы выборы могли что-нибудь изменить, их запретили бы.

Анархистский лозунг

 

 

 

 
 

Стишок недели

Предпослевыборное
Что стоишь в глубокой коме,
Беспартийный выбирала?..
На портретах — либо комми,
Либо рыло либерала...

Евгений ЛУКИН

 

 

 

Город героев