Этого церковного деятеля России отличал острый трезвый ум, глубокое понимание жизни, затаенный юмор, в общем, все-то что мы называем здравомыслием.
Как-то автор знаменитого гимна «Боже царя храни» А. Ф. Львов загорелся мыслью ввести в церквах многоголосие и единообразие, поскольку тогда пели, как говорится, кто во что горазд, искупая это искренним чувством. Он сочинил общую литургию и пытался через Филарета «пробить» ее исполнение во всех русских церквях.
Но Филарет трезво и реально смотрел на вещи. Он мгновенно спустил Львова с небес на землю простейшим доводом.
Когда опытные певчие по нотам пели литургию, он спросил у композитора, сколько человек может ее исполнять.
- Четыре…
- Эх, Алексей Федорович… Да в русских сельских церквушках порой один дьячок и служит, да и тот в нотах не разумеет. Кто же будет петь-то вашу литургию?
Филарет на богатом обеде, данном знатным вельможей, почти не притрагивался к кушаньям. Его спросили, отчего это он не ест, ведь поста нет. Заодно и посочувствовали тому обстоятельству, что митрополит худ и изможден предыдущим постом.
Митрополит жестом указал на свое тело и выразился в том духе, что «…сего скота угнетать надобно, дабы дух был свободен».
Однако, вельможа тоже был не лишен остроумия.
- А как же, владыко, ежели в писании сказано – блажен муж иже и скота милует? – сказал он.
Филарет и окружающие засмеялись.