Российская Сивилла

Дети абсурда

diderot   Один из составителей знаменитой «Энциклопедии» - этой «осадной башни штурмующих небо» философ и писатель Дени Дидро оставил в истории немало свидетельств своего остроумия.

   Еще в детстве юный Дидро проявлял самостоятельность, граничащую с упрямством. Когда он решил возобновить свою учебу у иезуитов, отец не пустил его. Тогда мальчик незаметно спрятал ключ от входной двери и в полночь попытался выйти из дома. Проснувшийся отец спросил его, куда это он собрался. «В Париж, в колледж!» - твердо отвечал Дидро. Пораженный таким упорством отец сказал, чтобы Дени шел спать а завтра утром он сам отправит его на учебу.

И действительно, на следующий день отец купил два билета на дилижанс до Парижа и поехал вместе с сыном. Правда, к иезуитам он сына так и не допустил, да тот и сам не рвался к своим прежним наставникам, которые в процессе учебы стремились полностью подавить психику своих питомцев.

   «Энциклопедию» Дидро только редактировал и сам писал для нее статьи, а все издательские дела (весьма выгодные, кстати) были в руках престарелого дельца Панкука. Когда однажды Дидро пришел вычитывать корректуру очередного тома «Энциклопедии», Панкук куда-то собирался, и в силу того, что был весьма преклонного возраста, никак не мог натянуть на себя пальто.

Дидро помог ему, хотя Панкук пытался протестовать, говоря, что не может принимать услуги от столь великого писателя.

- Не стесняйтесь, месье! – насмешливо отвечал на это Дидро, я не первый автор, который одевает издателя. (Слово «одевает» имеет во французском языке и второй смысл – «обогощает»).

   Дидро очень свободно чувствовал себя со знатью. Будучи в гостях у Екатерины Великой, он очарованный эрудицией и умом русской царицы, увлекся и стал развивать свои мысли, время от времени похлопывая августейшую собеседницу по плечу и бедру.

- Еще одна беседа и я преисполнюсь философской мудростью и … синяками! – пошутила Екатерина, высоко ценившая философа и его труды.

   Как-то Дидро инкогнито посетил принц Брауншвейгский. Сопровождал его Гримм. Собеседники мирно беседовали несколько часов и остались очень довольными друг другом. При прощании Гримм решил пошутить.

- Хотите, милейший Дидро, увидеть настоящего героя? Я приглашаю вас на завтра к принцу Брауншвейгскому.

- Нет, - отказался Дидро, - от принцев я глупею, поскольку они не могут высказать ничего умного.

Гримм расхохотался и знаками показал, что недавний собеседник, очаровавший Дидро приятной и умной беседой, и есть сам принц.

- Гримм, - с досадой сказал Дидро, - преклоните колени перед принцем и попросите прощения за все глупости, которые вы вынудили меня тут произнести!

   Дидро был очень прямолинеен и его высказывания о знаменитых современниках бывали порой очень резки.

Об Эпине он сказал так: «Это человек, который потратил два миллиона франков, не сделав ни одного доброго дела, не сказав ни одного доброго слова».

О Вольтере он отозвался так: «Вольтер – второй во всех жанрах». Другой раз он высказался еще резче: «"Шестидесятилетний Вольтер – это попугай, повторяющий тридцатилетнего Вольтера».

 

Фраза недели

Если бы выборы могли что-нибудь изменить, их запретили бы.

Анархистский лозунг

 

 

 

 
 

Стишок недели

Предпослевыборное
Что стоишь в глубокой коме,
Беспартийный выбирала?..
На портретах — либо комми,
Либо рыло либерала...

Евгений ЛУКИН

 

 

 

Город героев