Великий композитор Бетховен был очень оригинальным человеком, что служило поводом для множества исторических анекдотов.
Один начинающий немецкий композитор, большой поклонник Бетховена, закончив свое первое большое произведение, приписал в конце партитуры: "Окончил с Божьей помощью" - и отослал ноты на суд Бетховена. Маэстро отнесся к первым опытам молодого музыканта вполне благосклонно и даже внес кое-какие исправления. Получив одобрительное письмо от своего кумира, юноша был счастлив. Просматривая же пометки, сделанные в его нотах рукой самого Бетховена, автор в самом конце вдруг обнаружил рядом со своей записью и приписку музыкального гения – немецкую поговорку, аналогичную нашей»На Бога надейся, а сам не плошай».
Приятель Бетховена Барт обладал необыкновенно красивым тенором. Зайдя однажды к Бетховену, он застал маэстро в скверном расположении духа. Бетховен собирался уничтожить какие-то нотные листы и уже поднес их к горящей свече, как Барт воскликнул:
- Что вы делаете?
- Я написал песню, но, представьте, она мне вдруг разонравилась, и я, естественно, собираюсь ее уничтожить.
- Позвольте мне взглянуть, дорогой маэстро!
Барт сел за рояль и спел дивную мелодию с таким чувством, что Бетховен мгновенно пришел в полный восторг и умиление.
- А вы знаете, молодой человек, действительно неплохая получилась песенка! - сказал своенравный гений.
Так был спасен известный романс Бетховена "Аделаида". Не прошло и двух недель, как это произведение разошлось по всему городу, вызывая всеобщее восхищение.
Великий композитор практически всю свою жизнь постоянно нуждался в деньгах. Со своими друзьями Бетховен он встречался в пивнушке "У лебедя". Как-то он несколько дней не приходил туда. И когда наконец появился, друзья спросили:
- Что с вами? Вы были больны?
- Я-то - нет, - отвечал Бетховен. - Но мои единственные сапоги действительно подхватили такую лихорадку, что скончались бы, не отправь я их на лечение к сапожнику.
Бетховен часто встречался с Гете. Два гения относились друг к другу с большим уважением, что не мешало независимому и гордому Бетховену подтрунивать над «господином советником». Как-то, прогуливаясь по парку, они часто встречали прохожих, которые им почтительно кланялись. Гете устал отвечать на эти поклоны и сказал своему спутнику:
- Как же мне надоели эти знаки внимания!
- А почему вы, ваше превосходительство, считаете, что кланяются именно вам? – с улыбкой поинтересовался Бетховен.
Великий композитор был крайне безразличен к своему внешнему облику, что, впрочем, не мешало ему яростно ругаться с портными, то по поводу «слишком блестящих» пуговиц», то из-за грустного пассажа – «в этом костюме я выгляжу мешковато». Друзья, едва ли не силой заставляли его переменить платье и навести порядок в доме. А иногда, захваченный творческими поисками он и вовсе забывал об одежде. Однажды к нему зашел приятель. Бетховен еще в постели стал рассказывать ему о своих замыслах. Затем композитор вскочил с постели и как был нагишом подошел к окну, выходящему на оживленную улицу. Вскоре под окном собралась толпа мальчишек и зевак. Они глазели на Бетховена, а он с удивлением смотрел на них, и, наконец, спросил: «Ну и какого черта вам надо?!». Приятель, смеясь, кивнул на «непорядок» в его внешнем виде. "Да, да, ты прав", - отвечал Бетховен и поспешно ретировался в гардеробную.